Кафедра естественных наук

Нескучная наука глазами увлечённых людей

Учителя кафедры естественных наук до прихода в «Летово» работали в лучших школах Москвы и России: 1329, 171, лицее «Вторая школа», лицее НИУ ВШЭ, СУНЦ МГУ. Они преподают на предметных сменах образовательного центра «Сириус», разрабатывают собственные учебные программы, активно занимаются научной деятельностью. Среди выпускников каждого преподавателя кафедры — десятки победителей российских и международных олимпиад.
А еще учителя кафедры:
Являются авторами семи патентов на изобретения. Консультировали создателей блокбастера «Марсианин». Разрабатывали плазменный скальпель и аккумуляторы для мобильных устройств.
Учебная программа

Учителя кафедры естественных наук

28
28
Учителей
19
19
Мужчин
9
9
Женщин
11
9
Человек имеют
ученые степени
Подробнее о команде

Заведующий кафедрой

Что самое главное в химии, физике, биологии? То, что все знания мы получаем через эксперимент. Эксперимент — лейтмотив любого нашего урока и любого внеакадемического занятия.
Светлана Николаевна Колякина
Заведующая кафедрой, учитель физики
 - фото № 1
 - фото № 2

Подробнее о кафедре

Вести с полей
Подробнее
Еженедельная рубрика «Вести с полей» позволит вам окунуться в учебный процесс кафедры Science. Интересные находки, уникальные фронтальные эксперименты и впечатляющие демонстрации ждут вас!
Научная гостиная
Легендарная «Научная гостиная» – это увлекательный и полезный формат общения с учёными, которые приглашены в «Летово» для того, чтобы обсудить проблемы и задачи современной науки.
Проекты
Учителя кафедры Science и сотрудники лаборатории в рамках учебного процесса предлагают ученикам «Летово» на некоторое время почувствовать себя настоящими учеными и всерьёз заняться изучением исследовательских вопросов. Преподаватели курируют проекты детей и обеспечивают их всеми необходимыми для работы ресурсами. Каких результатов смогли достичь ученики в лаборатории на этот раз?
Партнёрства
Как ещё в процессе обучения в школе познакомиться с университетами, компаниями и учёными мирового уровня? Кафедра способствует развитию отношений с партнёрами по науке и технологиям, и ученики «Летово», занимающиеся исследованиями и персональными проектами в лабораториях кафедры Science, имеют возможность получить напутствие от учёных и определиться с будущей профессией.
Победы на Олимпиадах и конкурсах

В гостях у...

Встреча первая.
Алексей Александрович Чепига
Как понять учителя, услышать его, почувствовать? Нужно его УЗНАТЬ, что он любит, чем увлекается, кто те люди, которые его окружают. Задать вопросы и дождаться ответов.
Подробнее
В: Алексей Александрович, есть такое понятие — многообразие мира. Может быть, если люди будут видеть и чувствовать мир во всем многообразии они перестанут воевать и уничтожать друг друга?
О: Не думаю, что вот прямо до такой степени. Всё-таки войны идут не только из-за непонимания людьми друг друга.
Но на бытовом уровне понимание, что люди бывают разные, действительно помогает намного шире воспринимать мир. Замечаю это даже по себе: лет 10 назад многие мои позиции были более ограниченными и шаблонными.
В: Как вы считаете можно ли научиться получать удовольствие от того, что мы увидели, например путешествуя?
О: А разве не в этом смысл поездок? Конечно, можно ехать туристом в условное Сомали (у Варламова был хороший материал о такой поездке), но и тогда предполагается, что человек этого хочет, и ему интересно.
В: Во время путешествия приходилось вам восхищаться кем-то или чем-то?
О: Очень-очень-очень много раз. Стало интересно вывести несколько списков «топ-3»
По России: Камчатка, Кодар с Чарскими песками (кто впервые слышит — поищите картинки в гугле, не разочаруетесь) и разнообразие российской архитектуры от древности до СССР.
По миру: глубинка Монголии (столица там — обычный непримечательный миллионник), Балканы (невероятное количество контрастов), Сан Франциско.
Написал это и понял, что нужно было писать топ-10 — уж слишком много мест остались за кадром.
В: Как можно успевать заниматься интересными для себя вещами?
О: Честно говоря, я не знаю. В моём случае регулярно появляется ощущение, что не успеваю вообще ничего и никогда. Просто умом понимаю, что это иллюзия.
В: Чего бы Вам не хотелось знать? Есть что-то, что Вам не хочется знать?
О: Вспоминается один знакомый. У него хорошее образование, интеллигентная семья — но однажды он абсолютно серьёзно заявляет, что «беженцам нужно запретить иметь детей, а если они к этому не готовы, то должны проходить стерилизацию — для их же блага». Такой вот бытовой национализм, граничащий с фашизмом и оправданием евгеники.
К чему это я: иногда хотелось бы не знать, как люди вокруг тебя относятся к чему-либо. Для них ничего не меняется, а мне потом с этим знанием жить.
В: От чего у вас «горят» глаза?
О: На ум приходит 2 вещи:
От фотографий автоматических межпланетных станций — особенно когда они добираются до объектов, куда не добирались до этого.
От разнообразия объектов всемирного наследия в списке ЮНЕСКО (это может быть темой отдельного разговора).
В: Правда, что учителем рождаются? Для Вас учитель — человек или волшебник?
О: Если выйти за рамки формальных записей в трудовой книжке, то наверное, что-то в этом есть. Мне ещё в школе нравилось что-то объяснять, хотя к идее, что это станет профессией, я бы отнёсся с большим скепсисом.
Если по второму вопросу — для меня однозначно человек. Идеализация профессии учителя мне кажется очень вредным явлением. Для учителей это плохо, потому что будто бы отменяет частную жизнь (можно вспомнить учительницу из Барнаула, уволенную за вполне нейтральные фото около проруби).
Для учеников вред «отложенный» и скорее приходится на взрослый возраст: не раз встречал людей, упорствующих в чём-то неверном, потому что «в школе вот так учили». У них просто не появлялось мысли, что учитель — человек, и поэтому может ошибаться.
В: Чему, как и зачем нужно учить будущих химиков на уроках химии?
О: В первую очередь, наверное, осознанию химии как изменяющейся системы знаний. Первую Нобелевскую премию по химии вручали за теорию электролитической диссоциации, а сейчас её изучают в 9 классе. Мир не стоит на месте.

Исследовательский вопрос

?
Как справиться с «инфодемией»?
Читаем подробнее

Галерея от Science

Если вы хотите своими глазами увидеть, как проходят наши уроки, опыты и эксперименты, лабораторные работы, а также внеакадемические занятия, скорее переходите в галерею!

Новости от Science