ru
en
Последние посты

Самые удивительные технологии, доступные школьникам уже сегодня

15 Февраля 2017
В январе преподаватель информатики школы «Летово» Владимир Гуровиц побывал в Лондоне на крупнейшей выставке информационных технологий для образования BETT, а также посетил ряд необычных школ. Какие технологии, гаджеты и подходы показались нашему IT-эксперту самыми перспективными и удивительными? Какие самые современные устройства можно купить школьнику, чтобы увлечь сильнее любой игры и, при этом, обучить программированию или даже созданию собственного компьютера?

Что такое BETT?
Выставка British Educational Training and Technology Show (BETT) проводится с 1984 года и ежегодно собирает более 30 тысяч посетителей и 500 компаний участников со всего мира. На ней представлены как гиганты вроде Google и Microsoft, так и едва появившиеся стартапы, связанные с онлайн-обучением, оборудованием для школ или гаджетами для школьников. Значительная часть участников BETT представляет не просто современное оборудование для школ, а устройства и сервисы, которые позволяют самостоятельно изучать как информационные технологии непосредственно, так и любые другие предметы и темы через них.

В январе 2017 преподаватель информатики школы «Летово» Владимир Гуровиц отправился в Лондон, чтобы посетить выставку BETT и несколько школ, активно использующих современные технологии

Анатомия ноутбука для школьников
Одним из победителей выставки этого года был признан ноутбук-конструктор Pi-top, миссия которого превратить подростков из пассивных потребителей технологий в активных конструкторов. В наборе с популярным микрокомпьютером Raspberry Pi идёт клавиатура, дисплей, небольшой процессор батарея, а также карта памяти с предустановленной операционной системой. При первом же включении вы получаете доступ к браузеру, специальным учебным программам, а также обучающим играм по программированию, естественным наукам и истории.

Специальная пластиковая крышка ноутбука Pi-top позволяет в буквальном смысле препарировать его

ВГ: «Pi-top — это такой комплект из микрокомпьютера и различных примочек и деталей к нему, который позволяет школьникам самостоятельно собрать полноценный ноутбук или стационарный компьютер. При этом вся электроника в результате оказывается под прозрачной панелью, за ней всегда можно просто понаблюдать или как-то усовершенствовать, добавив дополнительный вход или колонку или любой датчик. Благодаря тому, что все внутренности на виду и их можно по-разному трансформировать, ноутбук превращается из волшебной коробочки в технический инструмент, устройство которого тебе предельно ясно.»

Глобальная лаборатория из России
Одним из самых интересных российских проектов, представленных на BETT, была сетевая лаборатория для школьников GlobalLab. Первые прототипы сервиса появились ещё в конце 1990-х годов, а сейчас к исследовательскому взаимодействию на платформе подключены школы со всего мира. Многие из опытов выполнены при помощи обычных смартфонов. При этом гаджеты для быстрого и удобного проведения всевозможных лабораторных работ и естественнонаучных экспериментов составили обширную категорию участников BETT. Наиболее любопытные примеры — это наборы датчиков Sense disc и Labdisc или компактный исследовательский компьютер EasySense Vision.

ВГ: «GlobalLab руками школьников создали обширную базу данных из результатов лабораторных работ и всевозможных проб и замеров. Например, можно сравнить состав водопроводной воды в разных регионах России. Более интересно как раз не то, что ученики самостоятельно или вместе с преподавателем проводят элементарные наблюдения и эксперименты, а то, что они формируют активное онлайн-сообщество, где полученную информацию изучают, сравнивают и обсуждают.»

Микрокомпьютер как базовая потребность
Один из самых масштабных проектов в сфере образовательных технологий — micro:bit, микрокомпьютер который бесплатно выдали миллиону английских школьников. Это уже вторая инициатива BBC по повышению компьютерной грамотности юных британцев. Предыдущая модель была выпущена в конце 1981 года под названием BBC Microcomputer и на протяжении двенадцати лет было продано более полутора миллионов компьютеров. Устройство можно было подключить к обычному телевизору и его использовали для изучения информационных технологий примерно в 80% школ Англии. Создатель Raspberry Pi неоднократно заявлял, что на создание своего микрокомпьютера его вдохновил BBC Microcomputer. Нельзя не заметить, что две версии школьных компьютеров от BBC отлично иллюстрируют технологический скачок, произошедший за последние 35 лет: micro:bit 2016 года в 18 раз быстрее, в 70 раз меньше и в 617 раз легче, чем BBC Micro 1981 года!

Micro:bit в 70 раз меньше и в 617 раз легче, чем первый микрокомпьютер для школьников, выпущенный в 1981 году

ВГ: «Micro:bit — это замечательная инициатива. BBC вместе с партнёрами создали простейший микрокомпьютер и выдали его каждому семикласснику в Великобритании. Он, конечно, слабее по мощности, чем тот же Raspberry Pi или Arduino, но зато у него есть две кнопочки и что-то вроде экрана из 25 светодиодов, что позволяет превратить его, например, в элементарную игровую приставку без подключения какой-либо дополнительной электроники. Для этого есть специальный сайт, на котором можно писать всевозможные последовательности команд и алгоритмы на различных языках программирования: от графического Scratch, с которым разберётся даже младший школьник до полноценного JavaScript.

Micro:bit прекрасен тем, что его совсем не обязательно додумывать и совершенствовать. Нужно лишь подключить его к компьютеру и сразу начать учить детей программированию не на абстрактных примерах, а на материальной и интерактивной штуковине. Разумеется, есть и постоянно расширяющаяся подборка инструкций по воплощению развлекательных и учебных проектов с использованием micro:bit.»

Цифровая доска для аналогового мела
ВГ: «Самой необычной из многочисленных интерактивных досок, представленных на выставке, мне показалась та, на которой можно писать обычным мелом. Экран находится под стеклом с каким-то особенным покрытием и, когда он выключен, на этой поверхности без вреда для неё можно использовать мел. Получается забавное наслоение, хотя удивляет такое, скорее всего, только в первый раз.»

Как использовать дрон на уроке?
Более полезным курьёзом из тех, что были обнаружены на BETT, оказалась небольшая брошюра о том, как можно использовать беспилотный летательный аппарат, чтобы разнообразить учебный процесс. Вот лишь некоторые из предложенных вариантов:
  • эссе по мотивам аэрофотосъёмки на литературе;
  • измерение высоты, скорости, пройденной дистанции и т.д. на физике или математике;
  • программирование дронов на выполнение трюков или полёты по заданным маршрутам на информатике;
  • картографирование по аэрофотосъёмке и данным GPS на географии;
  • дебаты об этичности использования беспилотников на обществознании.
 Не меньше передовых технологий нашего преподавателя удивили просторные классы в West Thornton Primary Academy, в которых одновременно самостоятельно занимаются до ста учеников начальных классов

Сотня самостоятельных первоклассников
Но больше всего удивления в этой поездке принесли даже не передовые образовательные технологии, а начальная школа West Thornton Primary Academy, пространство которой устроено принципиально отлично от любого привычного учебного заведения.

Ученики в этой школе занимаются далеко не только за партами, но и на сложносочинённых диванах и лестницах-амфитеатрах

ВГ: «В этой школе сделали следующее: объединили по две-три соседних классных комнаты, обустроили там всевозможные диваны, закутки, углы, домики, мостики, амфитеатры, лестницы и прочие интерьерные причуды. Всё это, к слову, происходит в рамках реконструкции вполне стандартного школьного здания. И в этом пространстве учатся одновременно около девяноста детей из одной параллели. Кто-то обсуждает новую тему в небольшой группе вместе с преподавателем, кто-то советуется наедине со вторым учителем, кто-то работает над индивидуальным заданием, кто-то с книжкой, кто-то с ноутбуком или планшетом. И всё то время, пока мы ходили между них на экскурсии по школе, никто не отвлёкся, каждый был в той или иной форме вовлечён в занятия. Помещение устроено так, что учащиеся младших классов комфортно и большей частью самостоятельно учатся с 10 до 16 часов лишь с двумя большими перерывами.»

Возможно вы пропустили

Армения: в гости за опытом
6 Декабря 2017
С 30 ноября по 2 декабря учителя школы «Летово» побывали в Армении – и это был не туристический, а профессиональный визит. Главной целью поездки стало знакомство с современными педагогическими идеями и практиками и их реализацией в новых школах Армении.
Демо-версии вступительных экзаменов уже доступны в Личном кабинете
Демо-версии вступительных экзаменов уже доступны в Личном кабинете
17 Ноября 2017
Всем, кто подал заявку на поступление в «Летово», в Личном кабинете стали доступны демо-версии заочного этапа вступительных испытаний по математике, русскому и английскому языку, а также по выборным предметам (для поступающих в 9 класс).
Региональный тур «Летово» закончился – до новых встреч!
Региональный тур «Летово» закончился – до новых встреч!
19 Ноября 2017
В Ростове-на-Дону кроме «Классного часа» команда нашей школы приняла участие в массе событий, среди которых был важнейший для всей Ростовской области «День отличников и наставников».
Как команда «Летово» успешно выступила во всех жанрах
Как команда «Летово» успешно выступила во всех жанрах
15 Ноября 2017
13 ноября в Челябинске прошел не только «Классный час», но и второй цикл «Нескучных уроков».