До открытия школы
3
1
3
дней
Хочу в «Летово»
Хочу в «Летово»
Последние посты

Три подхода к работе со способными и мотивированными детьми

31 Мая 2017


Мадлена Львовна Шагинян, заместитель директора школы «Летово» по академическим вопросам, рассказывает о трех подходах к работе со способными и мотивированными детьми, с учетом которых составлена программа школы.

– В «Летово» дети будут учиться по программе, составленной с учетом трех наиболее известных подходов к работе со способными и мотивированными учениками: это методика Ван Тассель-Баски, система обогащения Рензулли и принцип множественного интеллекта Гарднера.

Во всем мире в обучении одаренных детей школы используют методику Ван Тассел-Баски, в том числе, например, ее используют финские школы. Основные принципы методики – ускорение, углубление и расширение. Что значит ускорение? В рамках программы Международного бакалавриата IB у детей будет возможность пройти обучение по непрофильным предметам в ускоренном режиме. Предположим, ребенок поступает в восьмой класс, но становится очевидно, что уровень его знаний выше. Тогда мы сможем предложить учащемуся в этом году освоить некоторые курсы из 9-го класса и старшей школы.

Углубление означает, что в «Летово» мы будем давать возможность пройти предметы на различных уровнях глубины освоения материала. Программа «Летово» предусматривает многоступенчатую профилизацию, которая начинается уже в седьмом классе. Предположим, ребенок поступает в седьмом классе на профиль «Компьютерные технологии». Уже в этом году он изучает не только обязательным предметы, но и специальные курсы, которые углубляют и расширяют его знания по основным дисциплинам. Выбирает он их самостоятельно, но академическая команда школы дает ему определенные рекомендации на основании его интересов, выявленных на вступительных испытаниях и по результатам обучения. В следующем году профилизация усложняется: внутри направления «Компьютерные технологии» ученику нужно выбрать один из двух блоков. Например, в профиле по программированию может быть две специализации: одна посвящена алгоритмам, а другая – графике и дизайну. Эти блоки, в свою очередь, тоже состоят из дисциплин по выбору: в этом классе ребенок должен взять два обязательных предмета внутри каждого блока: это могут быть, например, «Программирование алгоритмов структуры данных» или «Основные микроэлектроники». В каждом профиле на всех уровнях есть спецкурсы, которые в образовательной системе «Летово» имеют большой вес и свою иерархию. Причем ребенок может взять как спецкурс из своего основного профиля, так и дисциплину из параллельного направления, которая в его случае будет считаться дополнительной.

Расширение по методике Ван Тассел-Баски в рамках нашей программы идет за счет развития междисциплинарного подхода. В «Летово» мы будем использовать теорию концептуального обучения. Рассмотрим, например, урок химии. Предположим, что тема урока – «Водород». Первая часть занятия посвящена изучению этого химического элемента. Во второй части учитель начинает обсуждать с учениками, как можно использовать водород в мирных целях, а что может привести к изобретению водородной бомбы. Это ведет к оценке наследия Андрея Дмитриевича Сахарова и проблеме ответственности ученых за свои изобретения. Таким образом, начинается урок с одной буквы Н, обозначающей водород, а заканчивается обсуждением гражданских прав и обязанностей. Изучение этой темы может найти отражение и на других уроках: вы как учитель химии можете попросить преподавателя обществознания продолжить обсуждение гражданских прав. И он, в свою очередь, может дать детям задание написать речь, в которой будет изложена позиция по данной теме. Если речь на английском, то к оценке результата подключается и преподаватель английского языка, который анализирует языковые навыки ребенка.

Приведенный пример также показывает, что обучение в «Летово» происходит в соответствии с таксономией познания Блума. Сначала педагоги дают детям необходимое содержание, а потом с помощью определенных понятий надстраивают концепты – то есть показывают, как это знание можно использовать на практике. Так в образовательном процессе устанавливаются связи между предметами и реализуются междисциплинарный подход, который предполагает непрерывное взаимодействие преподавателей различных кафедр.

Второй подход, который мы будем использовать в «Летово» для работы со способными и мотивированными детьми, – система «обогащения» Рензулли. Модель обогащения американского исследователя Джозефа Рензулли предполагает, что в рамках школьного процесса дети могут развиваться в трех направлениях обогащения, которые организует школа. Это приобретение дополнительных знаний в соответствии с выявленными интересами ребенка, тренировка его способностей и формирование у него определенных навыков (от креативности до коммуникативности), а также участие в проектно-исследовательской деятельности – как индивидуальной, так и коллективной. Занятия с использованием методики Рензулли также предполагает создание ситуации «вызова», в которой ребенку предлагаются задачи, требующие от него интеллектуального напряжения.

Третий принцип – это принцип множественного интеллекта Гарднера. Мы будем изучать интересы ребенка, чтобы создать для него индивидуальную образовательную траекторию и подобрать нужные ресурсы. Важна и постоянная ситуация выбора, в которой находятся ученики: это позволяет им понять, что они тоже несут ответственность за свое обучение. В «Летово» планируется специальный отдел оценивания и мониторинга, который будет в непрерывном режиме фиксировать достижения ребенка. Мы полагаем, что это будет многоступенчатый, многоэтапный процесс, в рамках которого за динамикой развития ребенка будут следить специалисты из разных сфер. Достижения учеников школы будут оцениваться и внешними экспертами на уровне конкурсов, олимпиад, тестирований, экзаменов, а также различных систем международного тестирования.

Родители будут получать регулярный отчет о результатах обучения детей. В «Летово» предполагаются репорт-карты, которые будут полностью отражать картину академических достижений ребенка, его личностного развития, вовлеченности в школьную жизнь и степени сформированности умений, которые были запланированы. Академические и внеакадемические цели ребенка на год будут известны родителям, а ответственность за их выполнение будут нести и преподаватели, и ученики школы «Летово».

Возможно вы пропустили

Мероприятие Food for Thought: как это было
Мероприятие Food for Thought: как это было
22 Сентября 2017
17 сентября в кулинарной студии CULINARYON прошла встреча Food for Thought или «Пища для ума». Случилось то, чего все долго ждали — знакомство коллектива «Летово» с детьми, прошедшими отбор в школу, и их родителями.
Теги: УЧЕНИКИ
Кит Пусей: «Летово» станет крайне успешной школой»
Кит Пусей: «Летово» станет крайне успешной школой»
6 Сентября 2017
В конце июня Кит Пусей приехал в Москву, чтобы дать свою профессиональную оценку программам школы «Летово»
Классный час с «Летово»
Классный час с «Летово»
16 Октября 2017
31 октября в 19.00 в DI Telegraph состоится «Классный час с «Летово» – встреча для родителей школьников 6-8 классов, заинтересованных в поступлении в нашу школу, с руководителями, заведующими кафедрами и преподавателями «Летово», экспертами из ведущих российских вузов и бизнес-сообщества.
Полезные ресурсы для изучения испанского языка
Полезные ресурсы для изучения испанского языка
7 Августа 2017
Учитель испанского языка школы «Летово» Мария Малинская рекомендует несколько полезных ресурсов, которые помогут легко и интересно выучить второй по популярности язык в мире