ru
en
Последние посты

Почему в британских вузах мало российских студентов и как это исправить

1 Октября 2015
КРЕМНЁВ ПАВЕЛ

Руководители школы «Летово» встретились с представителями лучших вузов и школ Великобритании и выяснили, какой должна быть школа, чтобы ее выпускники могли получать в Англии высшее образование.


Обычно родители ждут от школы, что она сможет обеспечить их детям поступление в желанный вуз. Осознавая это, мы уже сейчас, на стадии разработки образовательных программ, стараемся понять, какие требования предъявляют своим абитуриентам высшие учебные заведения разных стран. Директор школы «Летово» Михаил Мокринский и операционный директор Полина Мальцева с этой целью посетили Англию.

«Летово» обладает огромными возможностями для реализации своих планов, и наши руководители предложили приемным комиссиям крупнейших местных вузов пояснить, что им было бы важно увидеть в новой школе, чтобы с большей охотой рассматривать наших выпускников? Какие возможности стоит предоставить детям, чтобы то, что они реализовали в школе, позволило соответствовать уровню абитуриентов британских вузов? Ответы на эти и другие вопросы дали представители университетов Cambridge, Oxford, Warwick, а также London School of Economics и Imperial College London.

Нашу делегацию интересовала статистика: есть ли в России известные англичанам школы, выпускники которых регулярно поступают в британские вузы. Оказалось, что те немногие россияне, что поступили в лучшие вузы Великобритании из России, являются выходцами разных школ, из каждой было буквально по 1-2 удачных примера за всю историю поступления. Причем большую часть опыта, который нравится приемным комиссиям (реализованные проекты, собственные исследования, продвинутые достижения в сфере академических интересов) дети создают вне школы.

Ежегодно в каждый престижный британский вуз поступают по 2 – 3 россиянина, что известно из официальной статистики. Однако приемные комиссии вузов поделились информацией, что 90% этих студентов, отучившись 7 – 10 лет в родной стране, в старшие классы ходили в школы Великобритании или США, то есть по факту поступили не напрямую из России.

Дело в том, что перед российскими абитуриентами стоит серьезная проблема: на Западе в школах учатся 12 лет, и в вузы формально принимают с 18 лет. Наше 11-летнее образование у них считается незаконченным средним, поэтому обычно дети из России доучиваются еще год в местных школах (т.н. foundation year). Михаил Геннадьевич и Полина во всех пяти вузах советовались, как можно обойти это правило. К счастью, удалось достичь договоренности, что для выпускников «Летово» наличие диплома IB будет снимать данные ограничения, приравнивая наше образование к западному среднему. Подобные прецеденты уже случались, и англичане заверили, что в такой ситуации возрастное ограничение 18 лет , которое также заявлено как обязательное условие для приема в вуз, не будет ограничивающим для выпускников нашей школы.

Таким образом, если в США нам просто посоветовали диплом Международного Бакалавриата, то для поступления напрямую в лучшие вузы Англии он по факту оказался обязательным. По итогам бесед с зарубежными коллегами наши руководители утвердились в своем выборе программы IB.

Английские вузы, в отличие от американских, мало смотрят на неакадемические достижения. Зато для местных приемных комиссий куда важнее углубленное изучение предметных дисциплин – на уровне профессионального научного интереса.

Oxford и Cambridge, помимо письменных экзаменов, проводят для абитуриентов устное интервью. На нем дети беседуют с профессорами по профильным предметам, отвечая на научные вопросы в сфере своих интересов. Например, подростку, желающему изучать юриспруденцию, сначала задают довольно сложные вопросы по теории права, а затем переходят к текущим событиям мирового масштаба, допустим, просят прокомментировать скандал с Wikileaks или ситуацию с сирийскими беженцами с точки зрения международного права. То есть, помимо того, что он знает предмет, он должен понимать применимость своих профессиональных интересов в практическом русле. Чтобы подготовить к такому своих выпускников, в британских частных школах целенаправленно развивают навыки критического мышления, коммуникации, обсуждают с учениками актуальные новости, связывают на занятиях и в проектной работе предметные знания со сферами их применения.

Кроме вузов, Михаил Мокринский и Полина Мальцева посещали в Британии известные школы. В каждой их ждала обширная программа, включавшая встречи с руководством, открытые уроки, прогулки по кампусу и, конечно, обсуждение образовательных программ.

В школе Sevenoaks они встретились почти со всеми ключевыми департаментами. Для «Летово» школа интересна, в первую очередь, тем, что это одна из лучших в мире школ по результатам дипломной программы IB, при этом там реализована модель выбора программы обучения – только национальная система, или система IB. Также там есть пансион. «С Sevenoaks мы планируем подписать формальное партнерство, – рассказывает Полина Мальцева, – поскольку модель этой школы во многом очень похожа на ту, что реализуем мы».

Sevenoaks

В школе Stowe, где учился основатель корпорации Virgin Group Ричард Брэнсон, нашим коллегам запомнился курс по критическому мышлению, выделенный в отдельное направление для обязательного обучения. Академическая команда «Летово» внимательно изучила их наработки, но приняла решение интегрировать развитие умений в предметные области.

Одну из известнейших и старейших школ страны Marlborough College представители «Летово» рассмотрели с точки зрения жизни в пансионе и ознакомились с используемыми здесь образовательными программами. В престижной британской школе для девочек – Wycombe abbey – взяли на вооружение организацию столовой, которая была построена у них совсем недавно. Кроме того, здесь состоялась содержательная дискуссия о школьных дисциплинах с главой естественнонаучной кафедры.

В Wellington college одна из самых запоминающихся встреч была с главой библиотеки. Он провел нашу делегацию в недавно реконструированную библиотеку и продемонстрировал доступные детям ресурсы. На Западе школьная библиотека – это не просто место для хранения книг, а полноценный исследовательский центр, куда ученики приходят делать проекты, причем взрослые помогают им подбирать материалы, проводить независимые исследования, структурировать полученные данные и писать курсовые работы. То же самое будет реализовано и в «Летово».

Кроме того, в Wellington college наши руководители познакомились с результатами работы исследовательского центра педагогических практик, который изучает новые течения в данной сфере, чтобы отобрать для школы наиболее действенные методики.

Abbey

Двое суток Полина Мальцева и Михаил Мокринский провели в Winchester College, школе, ставшей партнером «Летово». Ее директор Ральф Таунсенд, входящий в экспертный совет нашей школы, подготовил насыщенную программу. Помимо встреч с руководством, она включала в себя присутствие на открытых уроках по основным предметам.

На уроках по искусству ученики продемонстрировали, как можно заниматься рисованием в команде. Каждый из них должен был максимально реалистично скопировать графитом определенный фрагмент картины, но в технике их не ограничивали. Потом фрагменты собрали в единое целое и обсудили разные техники, подходы к штриховке, к использованию светотени, поговорили об эффектах, которые дает та или иная техника.

Урок физики привлек внимание тем, как удачно преподаватель оперировал примерами из наших дней. Рассказывая о теории магнетизма, он объяснил принцип работы скоростных японских поездов, сопроводив лекцию демонстрацией новостных сюжетов ВВС о том, как изобрели этот поезд.

На литературе в Winchester College школьники инсценировали Шекспира на свежем воздухе. Дети читали по ролям свои партии, а учитель их периодически прерывал, рассказывая о жанре, задумке автора и помогая осознать ценность не только слов, но и пауз в пьесах, которые он учил правильно заполнять. Так как эта школа ведет свою историю с 13 века, ее территория располагает к подобным постановкам, а такой способ чтения классических произведений наверняка помогает детям лучше проникаться сюжетом и, в конечном итоге, учиться чувствовать слово.

Таким образом, поездка в Англию оказалась для «Летово» очень плодотворной. Она помогла нашим руководителям определиться с выбором международной программы для обучения и позволила ознакомиться с некоторыми особенностями местного обучения, а также методиками, которые в той или иной мере можно использовать в нашей школе.

Возможно вы пропустили

Армения: в гости за опытом
6 Декабря 2017
С 30 ноября по 2 декабря учителя школы «Летово» побывали в Армении – и это был не туристический, а профессиональный визит. Главной целью поездки стало знакомство с современными педагогическими идеями и практиками и их реализацией в новых школах Армении.
Как команда «Летово» успешно выступила во всех жанрах
Как команда «Летово» успешно выступила во всех жанрах
15 Ноября 2017
13 ноября в Челябинске прошел не только «Классный час», но и второй цикл «Нескучных уроков».
Региональный тур «Летово» закончился – до новых встреч!
Региональный тур «Летово» закончился – до новых встреч!
19 Ноября 2017
В Ростове-на-Дону кроме «Классного часа» команда нашей школы приняла участие в массе событий, среди которых был важнейший для всей Ростовской области «День отличников и наставников».
Демо-версии вступительных экзаменов уже доступны в Личном кабинете
Демо-версии вступительных экзаменов уже доступны в Личном кабинете
17 Ноября 2017
Всем, кто подал заявку на поступление в «Летово», в Личном кабинете стали доступны демо-версии заочного этапа вступительных испытаний по математике, русскому и английскому языку, а также по выборным предметам (для поступающих в 9 класс).