О театральной студии «Летово»

19 Августа 2020
Школа «Летово»

О театральных занятиях в школе
В рамках годового цикла занятий искусством у учеников 7, 8 и 9 классов есть обязательные уроки театра — оказалось, что это очень важно, необходимо. Когда мы начинали наш курс, мне казалось, что это скорее расслабляющая история для наших будущих ученых, программистов, экономистов. Что у них очень загруженная голова, а театр им помогает немножечко отдохнуть. Мы старались не грузить их, а наоборот — играть в какие-то игры. Но летовские дети способны на большее. Постепенно, в течение двух лет, выработалась программа для 7-9 классов, она развивающая и познавательная: мы хотим, чтобы дети разбирались в стилях, жанрах, направлениях, а еще попробовали сами делать театр, не только как актеры, но и как режиссеры, сценаристы, театроведы, сценографы.

О развитии студии «Маленький Мировой Театр»
Студия «Маленький Мировой Театр» — это уже для тех, кто бредит театром, любит театр. Студия — как организм — складывалась целый год. Мы сначала присматривались друг к другу, размышляли о том, что бы мы хотели поставить. Желания были совершенно разные. Мне хотелось ставить классику, а они отмели Шекспира как что-то громоздкое, ненужное. И вдруг мы наткнулись на инсценировку книг Дэвида Алмонда «Скеллиг» и «Меня зовут Мина». Их перевод и адаптацию для театра сделала Ольга Варшавер. И ребята схватились за этот текст. Мне тоже стало интересно, потому что я услышала там музыку, какой-то небесный оркестр. И ребята в спектакле с удовольствием использовали Орф-инструменты. Они дают совершенно уникальную возможность любому ребенку, даже если он никогда не занимался музыкой, попробовать музицировать.
Дальше ребята стали искать то, что их волнует. Решили ставить «Чучело» Владимира Железникова. Так, постепенно, через подростковые тексты, которые не всегда удобны, не похожи классику, через темы, которые их волнуют, мы стали развиваться. Потом поставили спектакль «Битвы по средам» Гэри Шмидта: это 60-е годы, Америка, война с Вьетнамом, Кеннеди баллотируется на пост президента. И герой пьесы, мальчик, за год взрослеет — во многом потому, что сталкивается с Шекспиром: учительница заставляет его читать тексты Шекспира, и он постепенно в них вчитывается. А мы это ставили — и тоже вчитывались: прошли через «Ромео и Джульетту», через «Венецианского купца», и вдруг «Буря» нас зацепила. Таким странным образом, через персонажей пьес, мы подступили к классике. И вот дети, которые отвергли Шекспира в сентябре 2018 года, в мае 2020 года сказали — мы хотим классику. И назвали Шекспира. Мы будем делать это как большой проект следующего учебного года: у нас будут и отрывки из пьес, и проект по сонетам, и сравнение переводов «Гамлета», и мировые постановки разных лет, и исследование личности Шекспира... К апрелю 2021 года мы хотим сделать большую шекспировскую неделю. И этого захотели сами студийцы.

О радостных изменениях
Костяк студии — человек 12-15. На второй год существования студии мы открыли курс актерского мастерства для начинающих. И пришли такие талантливые начинающие, которые могли дать фору нашим матерым старичкам! С ними мы сделали очень хороший пушкинский вечер, сделали инсценировку «Пиковой дамы», где попробовали коллективную режиссуру. Кроме того, с сентября 2019 года мы очень тесно сотрудничаем с кружком театральной техники Владимира Михайловича Гуровица. Его ученики взяли на себя свет, звук, видео, они решают все художественные и технические задачи. Еще мы делаем декорации в Фаблабе с помощью Дениса Игоревича Пискунова. Мы все объединены, стали одной структурой, настоящим содружеством. И уже не я приношу из дома что-то, вырезаю из картона, ищу, где взять молоток — это делают профессионалы, наши дети.

О дорогих сердцу премьерах
Мне дороги четыре премьеры 2019/20 учебного года, четыре совершенно разных проекта.
Один был связан с памятью, с проектом «Мой XX век» — это проект, инициированный Еленой Евгеньевной Урман и Дмитрием Эммануиловичем Шнолем, общий для всей школы. Мы сделали спектакль «Осколки» по письмам, дневникам и воспоминаниям людей, которые пережили 1917 год, октябрьский переворот. Идею — взять за основу документальные подборки сайта «Арзамас» — нам предложил учитель истории Константин Владимирович Левушкин. Здесь очень хорошо поработала сценарная группа: они предложили выстроить все тексты в хронологическом порядке, придумали название. Сценографию тоже придумали дети, взяв за основу работы Казимира Малевича. Наш учитель искусства Татьяна Борисовна Лапонкина провела мастер-класс по изготовлению декораций и помогла создать для этого спектакля уникальное сценическое пространство.
Спектакль «Пиковая дама» тоже очень люблю, потому что там раскрылся десятиклассник Тимофей Прудкой — только пришел попробоваться в театр и сразу сыграл Германна! Я обожаю драматургию и прозу Пушкина, и просто счастлива, что мы смогли сделать этот вечер.
Совершенно чудесное было представление, в котором соединились и музыка, и куклы, и английский язык — это «Рождественские истории» Чарльза Диккенса. Вообще, я не очень люблю делать концерты, спектакли к датам. Но в «Летово» получается сделать так называемые «датные» мероприятия не официозно. И этот рождественский спектакль объединил нас всех: пришли учителя-иностранцы, сотрудники бординга, для которых этот спектакль был как подарок, потому что мы для них сыграли на английском. «Рождественские истории» можно назвать персональным проектом девятиклассницы Любы Мартенсон, которая нарисовала эскизы всех персонажей и сумела организовать всех студийцев для создания кукол.
И, конечно, та самая «Буря» Шекспира — в новом переводе Татьяны Тульчинской. Спектакль, где старички с новенькими работали вместе, где мы стали действительно одной студией. Мы опять делали все своими руками. Получились совершенно чудесные декорации — их нам помог сделать учитель искусства Алексей Александрович Аверьянов. Этот спектакль мы должны были сыграть на гастролях, ждали этого, у нас было два состава. Но карантин нам помешал.
Не получилось у нас сделать спектакль «Завтра была война», тоже из-за карантина. Но мы его все равно сыграем в следующем сезоне. На сцене вместе со студийцами будут играть учителя. Инсценировку снова делаем сами.

О работе детей
Представьте, например: мы должны сделать определенную сцену. В ней заняты такие-то участники. Эти участники должны получить тексты. Мы должны придумать, что будет стоять на сцене, какая будет у нас звуковая среда. Должны понимать, из чего будут сделаны декорации. Нужно, чтобы была программка, афиша, чтобы вовремя прошло анонсирование. Вот этот процесс театрального продюсирования — он на детях. Я, конечно, помогаю, веду, но отвечает за эти процессы продюсер.
Студийцы и вообще дети «Летово» — они не боятся вступать во что-то новое, не боятся рисковать. Очень трудолюбивые. Конечно же, талантливые. Энергия, которая в школе есть — удивительная. Я часто наблюдала раньше, не в школе, такое: режиссер ходит из угла в угол, позевывает, и все годами что-то делают, вяло репетируют.... В «Летово» такого нет. Наши дети не тратят время зря, они на полную катушку используют любой шанс учиться, создавать — и нас этим заражают.

Возможно вы пропустили
О театральной студии «Летово»  📰 - новости школы «Летово» - фото № 1
Летовские среды
22 Сентября 2020
Новый учебный год — новые Летовские среды.
О театральной студии «Летово»  📰 - новости школы «Летово» - фото № 2
Начало учебного года
18 Сентября 2020
О настроении, планах и мечтах — от первого лица.
О театральной студии «Летово»  📰 - новости школы «Летово» - фото № 3
Новости дипломной программы IB
14 Сентября 2020
О том, как начался этот учебный год для преподавателей и учеников IB DP.
О театральной студии «Летово»  📰 - новости школы «Летово» - фото № 4
Как учатся в «Летово» сейчас
9 Сентября 2020
Рассказываем об организации и специфике учебного процесса в текущих условиях.
Подписаться на новости «Летово»