«Здание школы — ключевой инструмент образования»
1 Февраля 2017
В январе 2017 в Москву в очередной раз приезжали архитекторы из голландского бюро atelier PRO, которые занимаются проектом кампуса «Летово». Строительство здания школы
находится в наиболее активной фазе, уже утверждено большинство решений по внутренней отделке. Мы поговорили с архитектурным директором бюро Дорте Кристенсен, старшим
архитектором Паскаль Лейстра и специалистом по интерьерам Тайсом Клинхамером о том, почему им нравится создавать школы, как своими силами можно обновить пространство
классной комнаты и стоит ли превращать школы в общественные центры.
— Большинство ваших проектов связаны с образованием. Это был осознанный выбор или просто стечение обстоятельств?
Паскаль: Проектировать школы интересно, потому что это всегда вызов, всегда большая ответственность.
Тайс: В Голландии с архитектурой образовательных пространств уже давно и успешно экспериментируют. Каждый раз крайне любопытно видеть, как элементы уже
сформировавшегося у нас стиля приживаются в других странах. Мы видим свою задачу в том, чтобы показать, как архитектурные решения могут влиять на учебный процесс, показать,
что коридоры, холлы и другие буферные зоны могут выступать в качестве места для новых форматов учёбы. Каждая комната, каждый угол здания могут быть многофункциональным и
гибким пространством.
Дорте: Мне нравится проектировать школы, потому что, занимаясь этим, ты работаешь с людьми, которые будут действительно использовать твоё здание. Школа — это не
просто крыша над головой, это не просто полы, стены и потолки. Здание школы — это ключевой инструмент образования. Вы даже не представляете, насколько увлекательно
переводить существующее на уровне идей видение образования в конкретные пространства для учёбы.
Паскаль: Начав работать в atelier PRO в 1989 году, Дорте перенесла в Голландию идеи скандинавской школьной архитектуры. И эти идеи оказались очень влиятельными у
нас.
Дорте: При проектировании жилых домов нужно сделать лишь одно — продумать внутреннюю планировку. Школа же несёт намного большее значение. Она должна определять
окружающий ландшафт, приносить пользу городу и многое-многое другое. При проектировании школы необходимо использовать все сферы архитектурной мысли.
— Архитектурного разнообразия и богатства, о котором вы говорите, можно достигнуть только в новых проектах? Или вы реализуете всё это и при работе с уже существующими
зданиями?
Паскаль: Мы занимаемся как созданием проектов с нуля, так и трансформацией существующих школ. Во втором случае есть много нюансов, которые влияют на результат.
Например, здание школы может быть объектом наследия, поэтому капитальных изменений в такое строение внести нельзя.

Дорте: Если говорить об архитектонике, композиции здания, то у каждого объекта есть свой характер. Эту индивидуальность ни в коем случае нельзя игнорировать. Мы
стараемся усилить архитектурный характер существующей школы. Второй и ещё более важный фактор, определяющий, какие изменения мы привносим — это педагогические задачи
коллектива, который это здание будет впоследствии использовать. При этом архитектурный характер школы может быть классическим, а внутренние пространства, напротив,
динамичными и гибкими. Здесь нет никакого противоречия между внешним обликом и функцией, которую определяют потребности учеников и преподавателей.
— Есть ли у вас советы для учителей, которые хотят изменить пространство своего класса своими силами?
Тайс: В первую очередь нужно экспериментировать с мебелью. Есть специальные комплекты, позволяющие сделать класс более гибким, чтобы ученики в течение урока могли
чередовать самостоятельную работу и работу в разносоставных командах, но можно и со старой мебелью заняться регулярными перестановками.

Дорте: Сейчас мы работаем над школой, рассчитанной на 12 классов, в которой будет лишь четыре классных комнаты. Большая часть обучения в ней будет проходить в
открытых пространствах. Это позволяет сменить традиционный формат «20 человек проводят час в одной комнате, на следующий час переходят в другую и так далее». Учителя могут
работать с малыми группами или, наоборот, объединить для занятия несколько классов. Но ничто не мешает преподавателям в обычных зданиях также экспериментировать с освоением
новых, внеклассных пространств школы.
— Кто, по вашему опыту, является носителями видения школы и самыми активными участниками обсуждения проектов: администрация будущей школы, родители с детьми, педагоги
или, наоборот, большинство решений и идей исходит от вас?
Паскаль: Разумеется, мы не можем сами предложить видение школы. Также есть и независимые от всех участников факторы, например, тип окружения: центр большого города,
деревня или природный ландшафт.
Тайс: Но «Летово» в этом смысле особенный для нас проект. По счастливому совпадению большинство из того, что говорит Михаил Мокринский о будущем школьного
образования, и о том, какой он видит школу «Летово», оказалось очень близким для нас. Всегда приятно работать с теми, с кем мы разделяем видение по ключевым вопросам.
Дорте: Сейчас мы работаем также над школой на Карибских островах, где назрела необходимость обновить подход к преподаванию. И наши заказчики, и будущие
преподаватели школы хотят меняться, хотят пробовать новое, но у них не хватает знаний о педагогических нововведениях для того, чтобы меняться в нужную сторону. В этом
случае, конечно, я была самым активным участником обсуждения, рассказывала им о тех возможностях, которые сегодня открыты перед ними. По сути мы разработали для них новую
систему образования. В Голландии же сама школа является главным носителем знаний о том, как они хотят преподавать. В старших школах мы видим более сформированное видение, в
начальных — менее, но в большинстве случаев мы выступаем в роли слушателей, а не лекторов.

— А должны ли учебные заведения, рассчитанные на учеников разного возраста, отличаться архитектурно?
Дорте: Безусловно! Когда ты ростом чуть больше метра, ты воспринимаешь мир совершенно по-другому, ты взаимодействуешь с пространством в игровой форме. В средней
школе дети уже становятся подростками, которым нет ни до чего дела (смеются) — их нужно растормошить.
Тайс: Не только общая планировка должна отличаться, но и высота окон, размер мебели, используемые материалы — только розетки остаются на одной высоте (смеются).
— Успели ли вы посетить какие-то школы в России?
Дорте: Мы были в одной из лучших государственных школ Москвы. Наше впечатление? Очень-очень классическая. Она выглядит совершенно так же, как школа, в которую ходила я
сама много лет назад (смеются). В Голландии все школы обновлены, приспособлены для персонализированного обучения и так далее. Есть совсем экстремальные и бескомпромиссно
прогрессивные здания, есть более классические внешне, но нет ни одной школы, в которой бы сохранилось жёсткое разделение на классы и коридоры, на учебные и не учебные
пространства.
— Каким образом случилась эта повсеместная трансформация?
Паскаль: Сначала были единичные эксперименты, которые показали, что архитектурная трансформация способна очень положительно влиять на сам учебный процесс. К тому
же, качественное и красивое здание привлекает хороших учителей, что только усиливает преимущества современных с архитектурной точки зрения школ. На это обратили внимание
как в частных, так и в государственных школах, пошла цепная реакция.

Дорте: Архитектура важна для имиджа школы. В конкуренции за учеников успешнее те школы, которые просто нравятся родителям, ведь у них нет возможности объективно
оценить качество школы. Чем больше учеников, тем больше выделяется финансирования. Так и получается, что хорошая архитектура, привлекательный внешний вид притягивает больше
ресурсов, тем самым помогая улучшить качество образования.
— Какие у вас впечатления от работы с командой «Летово»?
Дорте: Было безумно интересно наблюдать за началом формирования вашего собственного видения школы, как в исследованиях и дискуссиях рождалось понимание, как вы
будете учить в «Летово». Всегда приятнее работать с живым и насыщенным обсуждением, чем с готовым документом.
Паскаль: Не всем проектам удаётся объединить столь обширный международный опыт. В самом начале нас удивила глубина дискуссии: мы на очень серьёзном уровне обсуждали
вопросы, которые актуальны сейчас в Великобритании, в США. Команда «Летово» изначально показала активную включённость в мировую повестку образования и архитектуры учебных
пространств.
Дорте: Ну и, конечно, замечательно работать с амбициозными людьми. Это сложно, потому что они требуют, чтобы ты активизировал все свои ресурсы. Но это приятный
вызов. Он даёт возможность показать, на что действительно ты способен, как архитектор.
— Есть ли у вас любимый проект?
Дорте: Мне до сих пор нравится один из наших ранних проектов — это многофункциональная школа в Сас-ван-Генте, где живёт всего четыре тысячи человек.
Паскаль: Эта школа стала настоящим центром притяжения всего местного сообщества. Люди приходят сюда каждый вечер, чтобы пообщаться друг с другом, заняться спортом,
поиграть в бильярд или почитать.

Дорте: При этом, в целом, речь идёт о проблемном для Голландии районе, где высокий уровень безработицы и откуда многие уезжают. Именно поэтому местная администрация
пришла к выводу, что они должны предпринять что-то для повышения качества жизни местного сообщества. Для этого они решили объединить все школы и все общественные здания в
одно, но при этом сделать его бескомпромиссно качественным и привлекательным. Нам это удалось, потому что на открытии этой школы пришли все четыре тысячи местных жителей:
выступали музыканты, все выпивали и праздновали. Это было волшебно — школа для целой деревни. И это единственная из наших школ, где продаётся пиво (смеются), потому что в
ней находится кафе для всех жителей Сас-ван-Гента. У нас получилось что-то вроде общей гостиной для всего сообщества.
Возможно вы пропустили
Подписаться на новости «Летово»
Спасибо! Вы успешно оформили подписку!